Формирование и развитие личности

formirovanie i razvitie lichnosti Нумерология

Вы здесь

В психологии существуют разные подходы к пониманию закономерностей становления и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, важности общества для развития личности, моделей и этапов развития, роли кризисов развития в этом процессе и других вопросов.

Каждый тип теории личности имеет свою концепцию формирования и развития личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, развитие его защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей, согласующихся с «Сверх-Я». Согласно теории черт, все черты личности формируются в течение жизни, и процесс их трансформации регулируется внебиологическими законами. Теория социального обучения представляет формирование и развитие личности как развитие определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистические теории и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс формирования «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности

В последние десятилетия наметилась растущая тенденция к интегрированному целостному взгляду на личность с точки зрения различных теорий и подходов. Интегративная концепция развития учитывает системное формирование и взаимозависимую трансформацию всех этих сторон личности. Одна из таких концепций — теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Эриксон следовал эпигенетическому принципу: генетическая обусловленность стадий, которые человек должен пройти в своем личном развитии от рождения до конца жизни. Эриксон понимал формирование личности как смену этапов, на каждом этапе которых меняется внутренний мир человека и его отношения с другими людьми. На каждом этапе личность приобретает что-то новое, характерное для данной стадии развития, и сохраняется в виде видимых следов на протяжении всей жизни. По мнению Э. Эриксона, сами преобразования личности могут появиться и стать постоянными только тогда, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В процессе формирования и развития личности человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон представил в своей концепции только две крайние линии развития личности: нормальную и ненормальную. В чистом виде они практически не встречаются в жизни, но содержат все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь психологических кризисов в жизни, которые неизбежно случаются с каждым человеком:

  1. Кризис доверия — недоверие (в первый год жизни).
  2. Автономность против неуверенности в себе и стыда (около 2–3 лет).
  3. Возникновение инициативы вместо вины (от 3 до 6 лет).
  4. Тяжелая работа в противоположность комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет).
  5. Личное самоопределение в противоположность индивидуальному серому и конформизму (возраст от 12 до 18 лет).
  6. Близость и общительность в отличие от личной психологической изоляции (около 20).
  7. Увлечение воспитанием следующего поколения в отличие от «погружения» (от 30 до 60 лет).
  8. Удовлетворение жизнью или отчаяние (старше 60 лет).

Стадии развития

Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающих с кризисами возраста.

На первом этапе (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых, в первую очередь матери. В случае любви, нежности, заботы и удовлетворения потребностей ребенка родителями у ребенка развивается доверие к людям. Недоверие к людям как черта личности может быть результатом плохого обращения с ребенком со стороны матери, игнорирования его потребностей, пренебрежения им, лишения его любви, преждевременного отлучения от груди, эмоциональной изоляции. Таким образом, уже на первом этапе развития в будущем могут появиться предпосылки для преследования людей или отрыва от них.

Оцените статью
Магия и Астрология
Добавить комментарий