Шравана Путрада Экадаши

Шравана Путрада Экадаши — пост, который приходится на 11 лунные сутки Шукла Пакши (растущей луны) месяца Шравана (июль – август). Этот Экадаши также называют Павитропана Экадаши.

Шравана Путрада Экадаши посвящён Богу Вишну и особенно соблюдается семейными парами, желающими обрести сына. Слово «путрада» обозначает «дарующий сыновей», поэтому считается, что, соблюдая этот пост, у бездетных пар смогут родиться сыновья.

Пост начинается на 10 лунные сутки, когда разрешается есть до полудня и лишь благостную пищу. Ночью необходимо придерживаться сексуального воздержания. Начиная с рассвета Экадаши и до восхода солнца в 12 лунные сутки рекомендуется соблюдать полное воздержание от пищи.

Именно сухой пост рекомендуется соблюдать в этот день супружескими парам, если они хотят получить благословение на рождение сына. В любом случае, каждому человеку не рекомендуется употреблять в пищу злаки, бобы, рис, лук, мясо и яйца.

Пост прерывается на 12 лунный день совершением ритуала пуджи и поднесением еды брамину. В нашем случае пост прерывается принятием пищи, которая была под запретом.

Для почитания Господа Вишну его изображение ставится на алтарь и совершается Абхишека Панчамрита (ритуальное омовение пятью элементами). В качестве подношения используют яркие цветы, фрукты и другие элементы пуджи.

Соблюдающие Шравана Путрада Экадаши бодрствуют всю ночь, прославляя Бога Вишну в бхаджанах и священных гимнах. Постящиеся также посещают близлежащие храмы, посвящённые Вишну.

В этот Экадаши начинается пятидневный праздник Джхулан-ятра (фестиваль качелей). Качели украшаются вьюнами и цветами, фигурки Кришны и Радхи помещаются на сиденье. Празднования заканчиваются в день полнолуния месяца Шравана.

Каждый пост Экадаши имеет своё значение. Путрада Экадаши способен дать бездетным родителям благословение на рождение мальчика. В Индии считается важным иметь сына, так как именно он будет заботиться о родителях в старости. И родовые обряды может выполнять только мужчина.

Важность Путрадаа Экадаши упоминается в «Бхавишья-пуране» в диалоге Юдхиштхиры и Шри Кришны. Сам Шри Хари объясняет ритуалы и блага этого священного дня. Верующие соблюдают этот врат, не только для рождения сына, но и для освобождения от грехов и достижения мокши.

 

История о славе этого Экадаши

 

«И сказал Шри Юдхиштхира Махараджа: «О, Мадхусудана, о, победивший демона Мадху, будь так добр ко мне и расскажи об Экадаши, что проходит в светлую половину месяца Шравана».

Высшее Божество Шри Кришна отвечал: «О, царь, конечно, я с радостью поведаю тебе о благах этого Экадаши, ведь даже просто слушая о нём, обретаешь больше заслуг, чем при жертвоприношении коня.

На рассвете Дварпара-юги жил-был царь по имени Махиджита, который правил царством Махишмати-пури. Поскольку у него не было сыновей, то всё его царствование казалось ему абсолютно безрадостным, ведь женатый мужчина без детей мужского пола не будет счастлив в этой или следующей жизни.

Сын на санскрите значит «путра», где «Пу» — это название одного из адов, а «тра» — «освобождать, избавлять», то есть «путра» — это человек, освобождающий тебя из ада Пу. Следовательно, каждый женатый мужчина должен зачать хотя бы одного мальчика и дать ему хорошее воспитание, только тогда отец будет спасён от адских условий текущего существования.

Долгое время царь пытался заслужить наследника, но безуспешно. Видя, как его лета стремятся к закату, сердце царя наполнилось тревогой.

Однажды он обратился к собранию своих советников: «Я не совершил ни одного греховного деяния за всю мою жизнь, в моей казне нет ни одной бесчестной монеты, я никогда не скупился на дары для полубогов и брахманов. Когда я шёл с войной и захватывал царства, я всегда соблюдал правила и предписания военного искусства. Я заботился о своих подданных так, как если бы они были мне детьми. Я наказывал даже собственных родственников, если они нарушали закон, и я приветствовал своего врага, если он был религиозен и благороден. О, двурождённые души, хотя я благочестивый и праведный последователь ведических традиций, в моём царстве всё ещё нет наследника. Будьте добры объяснить мне причину этого».

Услышав эти слова, придворные советники-брамины обсудили это между собой и с целью помочь своему царю отправились посетить различные ашрамы и мудрецов в них. В конце концов они пришли к выдающемуся аскету, чистому душой и удовлетворённому всем, строго соблюдавшему обет воздержания от пищи. Ему удавалось держать под контролем свои чувства и овладевать гневом, а также он преуспел в исполнении Дхармы. Он стал знатоком всех ведических истин, уровняв продолжительность своей жизни с самим Богом Брахмой. Имя ему было Ломаса Риши, и он был сведущ в прошлом, настоящем и будущем. По прошествии одной кальпы с его тела падал один волосок (одна кальпа — это 12 часов жизни Брахмы, что равно 4 320 000 000 годам).

Все царские советники радостно приблизились к нему и совершили множественные поклоны. Пленённые святостью этого человека, брахманы царя Махиджиты обратились к нему со всем почтением: «О, мудрец, лишь благодаря везению нам посчастливилось увидеть тебя».

Ломаса Риши увидел склонившихся перед ним брахманов и спросил: «Будьте добры, скажите мне, почему вы пришли сюда и сейчас поклоняетесь мне? Я сделаю всё, что смогу, чтобы решить ваши проблемы, ведь мудрецы, подобные мне, не имеют никакого другого предназначения, как только помогать другим, во истину».

Представители царя обратились к мудрецу: «О, просветлённый, мы пришли к тебе, дабы ты помог разрешить нам одну серьёзную проблему. О, мудрец, подобный Богу Брахме, действительно, нет во всём мире более просветлённого человека. У нашего царя Махиджиты нет сына, хотя он заботился о нас и оберегал нас так, как если бы мы были его сыновьями. Видя его горе из-за отсутствия наследника, о, мудрец, мы сами наполнились печалью и решили отправиться в этот лес, чтобы истязать себя аскезами. Но нам посчастливилось встретить тебя. Всего лишь получение твоего даршана исполняет все желания просящего и обрекает на успех все его начинания. Поэтому мы смиренно просим тебя помочь нам, подсказав, как царю заслужить сына».

Услышав их искренние воззвания, Ломаса Риши вошёл в состояние глубокой медитации и сразу же увидел прошлую жизнь царя. Он сказал брахманам: «Ваш царь в прошлой жизни был торговцем и переезжал из одной деревни в другую, чтобы продавать свои товары. Ему всегда не хватало накопленных богатств, поэтому он стал совершать греховные деяния.

Однажды в полдень на следующий день после Экадаши, приходящийся на светлую половину месяца Джьештха, он переезжал с места на место, и вдруг его одолела жажда. Он увидел прекрасный пруд на окраине деревни, подошёл к нему, и только собирался напиться, как к нему вышла корова с новорождённым телёнком. Эти два создания тоже очень хотели пить из-за жары, но как только они стали утолять жажду, торговец грубо отодвинул их в сторону и начал пить сам. Такая грубость царя в прошлом рождении по отношению к корове и её отпрыску стала причиной того, что в этом воплощении у царя нет сыновей. Но хорошие поступки из прошлой жизни сделали его монархом безмятежного государства».

Услышав это, брахманы взмолились: «О, великий мудрец, Веды говорят, что возможно избавиться от кармических последствий совершённых в прошлом грехов, обретая заслуги. О, будь добр к нам и дай наставления, что делать царю, чтобы разрушить его прошлые злодеяния. Благослови его, о, мудрец, на рождение наследника».

Ломаса Риши отвечал: «В году есть Экадаши, называемый Путрада, что проходит в светлую половину месяца Шравана. В этот день все – вы и ваш царь – должны соблюдать строгий пост и бодрствовать всю ночь, точно выполняя предписания, а затем вы должны посвятить все ваши заслуги своему государю. Если вы точно исполните мои указания, то царь наверняка будет награждён прекрасным сыном».

Советники были крайне рады услышать эти слова Ломаса Риши, они низко ему поклонились и с горящими глазами отправились домой.

С наступлением месяца Шравана брахманы вспомнили наставления мудреца, и под их руководством все жители Махишмати-пури, а также сам царь, соблюдали пост в день Экадаши. А на следующий день, двадаши, все постящиеся посвятили заслуги от аскезы своему правителю. Силой всех этих заслуг царица забеременела и затем родила поистине прекрасного сына.

О, Юдхиштхира, — заключил Шри Кришна, — поэтому Экадаши, что приходится на светлую половину месяца Шравана, по праву называется Путрада, что значит «дарующий сыновей». Каждый, кто хочет счастья в этой жизни и следующей, должен непременно отказаться от бобовых и злаковых в этот священный день. Тот, кто просто слушает историю этого Экадаши, освобождается от всех грехов, награждается сыном и после смерти поднимается на небеса».

Так заканчивается история Путрада Экадаши, рассказанная в «Бхавишья-пуране».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *