Пандава Нирджала Экадаши

Пандава Нирджала Экадаши — пост, который приходится на 11 лунные сутки Шукла Пакши (растущей луны) месяца Джйештха (май – июнь).

Этот Экадаши называют Пандава в честь пяти братьев Пандавов, а «нирждала» переводится с санскрита как «без воды», то есть необходимо отказаться не только от пищи, но и от воды. Пандава Нирджала Экадаши является самым строгим и значимым из всех постов Экадаши.

Это один из самых благоприятных дней для соблюдения поста. Точное соблюдение предписаний в этот день поможет смыть тяжесть грехов человека и воссоединить его с Величайшим Создателем. Соблюдающие аскезу будут вознаграждены благосостоянием, безграничным блаженством, долголетием, а также достижением полного освобождения.

Уникальность заключается в том, что если Вы в этом году по каким-то причинам пропустили один или несколько Экадаши или у Вас отсутствовала возможность поститься в другие дни Экадаши, то, соблюдая сухой пост и бодрствуя ночью в этот день, Вам засчитаются все пропущенные посты этого года.

На десятые лунные сутки разрешается один приём пищи, которая не должна содержать риса. Сам пост начинается с рассвета одиннадцатого лунного дня и прерывается на рассвете в двенадцатый лунный день.

Людям, страдающим от каких-либо заболеваний и принимающим лекарства, необходимо воздержаться от поста в этот день. Допускается частичный отказ от пищи, в частности, от зернобобовых.

В день Нирджала Экадаши украшаются статуи Вишну, в качестве подношения используют листья тулси, цветы, фрукты и сладости, а вечером зажигаются благовония. В течение всей ночи так же необходимо бодрствовать, принимая участие в бхаджанах и киртанах.

Благоприятно читать Вишну-сахасранама (тысячи имён Вишну) и другие ведические мантры, посвящённые Вишну; делать пожертвования в виде одежды, еды, воды и других жизненно необходимых вещей беднякам и нуждающимся.

 

История о славе этого Экадаши

 

О важности соблюдения предписаний в день Пандава Нирджала Экадаши рассказал сам мудрец Вьяса.

Однажды Бхимасена, младший брат Махараджи Юдхиштхиры, спросил великого мудреца Шрила Вьясадева: «О самый ученый и достойный поклонения дед! Мой брат Юдхиштхира, моя драгоценная мать Кунти и моя возлюбленная жена Драупади, а также Арджуна, Накула и Сахадева соблюдали строгий пост во время каждого из Экадаши, полностью следуя всем предписаниям и правилам этих священных дней. И они постоянно говорили, что я тоже должен соблюдать отказ от приёма пищи в этот день.

Но я всегда отвечал им, что не могу обходиться без еды, не могу переносить голод. Я могу осуществлять пожертвования или возносить молитвы Господу Кешаве с использованием всех необходимых атрибутов, но только не просите меня поститься в день Экадаши. Прошу тебя, расскажи мне о том, как я могу получить те же благие заслуги, но без отказа от приёма пищи».

Услышав эти слова Бхимы, дед Шрила Вьясадева сказал следующее: «Если ты хочешь попасть на райские планеты, избежав мучений в одном из адских миров, тебе действительно необходимо соблюдать пост во время Экадаши светлой и тёмной фазы Луны».

На что Бхима ответил: «О, великий мудрец, прошу, выслушай мою просьбу. О, величайший из мудрецов, если я не могу жить, питаясь лишь один раз в день, то как же тогда я смогу совсем отказаться от пищи? О, величайший из мудрецов, я бы смог, наверное, выдержать строгий пост, но лишь один раз в году. Не мог бы ты мне рассказать о таком дне Экадаши, который бы являлся самым значимым из всех. И тогда я с глубокой верой в сердце буду поститься в этот день, надеясь на то, что благодаря этому смогу получить освобождение».

На что Шрила Вьясадева ответил: «О, царь, ты уже слышал от меня о разного рода предписаниях и обязанностях, таких как проведение различных ведических церемоний и выполнение пудж. Однако во времена Кали-Юги никто не сможет полностью выполнить эти ритуалы в полном соответствии с предписаниями. Поэтому я расскажу тебе о том, как, практически не прикладывая усилий, выполняя лишь небольшую аскезу, можно достичь величайшего блага и бесконечного счастья.

Об этом говорится в ведических текстах, называемых Пуранами. Необходимо отказаться от пищи в дни Экадаши во время тёмной и светлой фазы Луны. Тот, кто постится в эти дни, будет избавлен от перерождения в адских мирах».

Услышав эти слова Шрилы Вьясадевы, могучий воин Бхимасена, сильно испугался и начал трястись так, как трясётся лист баньянового дерева при сильном ветре. Напуганный Бхимасена спросил: «О дедушка, как же мне тогда быть? Я не могу соблюдать пост дважды в месяц в течение всего года! Умоляю, расскажи мне о том, существует ли такой один день в году, который может даровать мне величайшее благо в случае воздержания от приема пищи?».

На что Вьясадева ответил: «Ты должен соблюдать пост в один такой день Экадаши, наступающий во время светлой фазы Луны месяца Джйештха, избегая при этом даже питья воды. Учёные говорят, что в этот день можно совершать омовение и выполнять очистительный ритуал под названием ачамана.

Однако во время выполнения этого ритуала допускается выпить лишь такое количество воды, которое по своему объёму будет не больше капли золота. Или такое количество воды, которое размером не превысит горчичное зёрнышко. Именно такое количество воды помещают в свою ладонь, сложенную в форму уха коровы. И если ты выпьешь больше этой капли, твоё тело охмелеет, будто от выпитого крепкого вина.

В этот день нужно обязательно отказаться от приёма пищи. Строгий пост в этот день необходимо соблюдать с рассвета одиннадцатого лунного дня (экадаши) и до рассвета двенадцатого лунного дня (двадаши). Прикладывая максимальные усилия к соблюдению этого строгого поста, человек непременно достигнет таких результатов, равных по значимости результатам от соблюдения всех двадцати четырёх других Экадаши в течение года.

Рано утром в день двадаши верующему необходимо совершить омовение. После этого, как того требуют правила и предписания, а также в соответствии со своими текущими возможностями, необходимо пожертвовать какое-то количество золота и воды достойным брахманам, а затем предложить им прасад.

О Бхимасена, тот, кто сможет выдержать пост в этот особенный день, будет пожинать плоды от выполнения этой аскезы в каждый из других Экадаши года. В этом нет никаких сомнений.

А теперь, о Бхима, выслушай то, что я расскажу тебе об особенных заслугах, которые получит соблюдающий пост во время этого Экадаши. Величайший Господь Кешава, держащий в своих руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса, однажды сказал мне: «Каждый должен принять убежище во мне и следовать моим инструкциям».

После чего он поведал мне о том, что тот, кто соблюдает пост в этот день, не выпив ни капли воды и не принимая ни одного кусочка пищи, будет освобождён от бремени совершённых им в прошлом грехов, во истину будет пожинать плоды всех других Экадаши.

Это более значимо и важно, чем совершение паломничества по святым местам. Этот Экадаши выпадает ранее начала сезона дождей и поэтому способствует процессу более качественного очищения в теле. Также считается, что тот, кто соблюдает эту аскезу в день Нирджала Экадаши, после своей смерти сможет сразу же достичь Вайкунтхи, или вечной обители Вишну.

«О Бхимасена, в век Кали-Юги, во времена людских ссор и лицемерия — когда Ведические принципы будут забыты или утратят свою былую ценность, когда люди перестанут осуществлять пожертвования по сути, а не по форме, а Ведические законы канут в лету — какие ещё останутся способы собственного очищения?

Однако останется возможность поститься во время Экадаши, и эта аскеза позволит освободиться от тяжкого бремени своих прошлых грехов. О, сын Вайю, что мне ещё сообщить тебе? Тебе не следует принимать пищу в этот день, а также необходимо воздержаться от питья.

Знай, кто бы ни соблюдал аскезу в этот день, обязательно получит благие заслуги, равные тем, которые получают в результате совершения священного омовения в великих местах, которые получают в результате жертвования в дар благочестивым людям, которые получают в результате соблюдения поста во все другие дни Экадаши светлой и тёмной фаз Луны в течение всего года. И в этом можешь даже не сомневаться.

Кто бы ни соблюдал этот пост, тот непременно приобретёт славу великого человека и получит всё, чего только он пожелает: хлеб, богатство, силу и здоровье. А в момент его смерти ужасные Ямадуты с жёлто-чёрными лицами, размахивающие огромными булавами и волшебными кнутами, предпочтут не приближаться к нему. Ведь такая праведная душа скорее попадёт в небесную обитель, куда её проводят Вишну-дуты, подобные самому Вишну, чьи прекрасные трансцендентальные формы укрыты прекрасными золотыми одеждами, а в своих четырёх руках они держат диск, булаву, раковину и цветок лотоса.

И именно для обретения этого блага человеку необходимо обязательно воздерживаться от приёма пищи и воды в этот крайне благоприятный и значимый день — день экадаши».

И когда остальные Пандавы услышали о всей пользе от соблюдения предписаний Нирджала Экадаши, они приняли решение соблюдать необходимые ритуалы этого дня в точности так, как это объяснил их дед Шрила Вьясадева их брату, Бхимасене. И все Пандавы начали соблюдать эту аскезу, отказываясь от еды и питья, и поэтому этот день получил известность под ещё одним названием — Пандава Нирджала Экадаши.

Шрила Вьясадева продолжил: «О Бхимасена, именно поэтому тебе следует соблюдать этот важный пост, и тогда ты сможешь избавиться от последствий всех своих прошлых грехов. Тебе необходимо посвятить свои молитвы Величайшей Божественной Личности, Господу Шри Кришне, декларируя санкальпу следующим образом: «О, Владыка всех Дэвов! О, Величайшая Божественная Личность! Сегодня я буду соблюдать Экадаши, отказываясь даже от крошечной капли воды. О, безграничный Анантадэв! Я прерву свой пост лишь на следующий день, в двадаши».

Поэтому, чтобы избавиться от бремени всех своих грехов, верующему необходимо соблюдать пост во время этого Экадаши со всей своей верой в сердце и полным контролем над своими чувствами.

И неважно, насколько велики грехи человека, являются ли они такими же большими, как гора Шумеру или Мандарачала, если верующий соблюдает предписания этого дня, все накопленные им грехи превратятся в пепел. Такова величайшая сила этого Экадаши.

О величайший из людей, в этот день также необходимо отдавать в дар коров, а также делиться водой. Однако если по какой-то причине человек не может пожертвовать корову, тогда можно отдать одежду или кувшин с водой в дар достойным брахманам. И благо от такой жертвы — даже если это просто кувшин с водой — будет равно благу от жертвования золота в течение десяти миллионов раз за день.

О Бхима, Шри Кришна сказал, кто бы ни соблюдал этот Экадаши, ему необходимо совершить священное омовение, а также пожертвовать что-то из описанного выше в пользу достойного человека, а также пропеть священные имена Господа во время джапа-малы и выполнить священный обряд жертвоприношения, и за выполнение этого человек получит нескончаемое благо. Соблюдение этой аскезы во время Нидржала Экадаши позволит человеку попасть в небесную обитель Шри Вишну.

О величайший из Куру, если человек будет жертвовать золото, одежду или что-либо ещё в этот день, благие заслуги от такого деяния будут нетленны. И запомни — любой, кто употребит зерно в пищу в этот день, совершит тяжкий проступок. Фактически он будет схож с поедателями собак. И после своей смерти такой человек попадёт в один из адских миров, где будет испытывать огромные страдания.

Но тот, кто соблюдает все предписания этого священного дня непременно достигнет освобождения из нескончаемого цикла рождений и смерти, а также попадёт в небесную обитель. И любой, кто соблюдает предписания этого великого дня, вознесётся на прекрасной божественной колеснице прямиком в небесную обитель.

Тот, кто преподнесёт в дар брахману в этот день кувшин воды, обычный зонтик или пару обуви, определённо будет безмерно вознаграждён. И даже тот, кто всего лишь услышит эту великую историю, получит возможность попасть в трансцендентальную обитель Величайшего Шри Вишну.

И кто бы ни выполнял церемонию под названием Шраддха в честь своих предков в период тёмной фазы Луны, в особенности, если в этот день случится солнечное затмение, тот без сомнения получит огромное благо. Но те же заслуги сможет получить тот, кто просто услышит этот священный рассказ — настолько великим и значимым является этот день.

На следующий после Экадаши день необходимо посвятить свои мысли Величайшей Божественной личности в форме Тривикрамы, используя воду, цветы, благовония и ярко горящую лампаду в качестве подношения. После чего с глубокой верой в сердце необходимо произнести следующую молитву: «О, Величайший из всех Богов! О, Избавитель! О, Хришикеша, Владыка всех чувств, прошу тебя, даруй мне освобождение. Несмотря на то, что всё, чем я могу отплатить тебе, — это кувшин, наполненный водой».

После этого человек должен отдать кувшин с водой в дар брахману.

О Бхимасена, после выполнения аскезы в этот день и совершения подношений в соответствии со своими текущими возможностями, человек должен предложить пищу брахману, после чего и сам может вкусить в тишине прасад».

А закончил свой рассказ Шрила Вьясадева такими словами: «Я очень рекомендую тебе соблюдать пост в этот благородный, способствующий очищению и избавляющий от бремени прошлых грехов день в точности с тем, как я тебе рассказал об этом. И так ты сможешь освободиться от бремени всех своих прошлых проступков и непременно вознесёшься в небесную обитель».

Так заканчивается история Пандава Нирджала Экадаши, описанная в Брахма-Вайварта Пуране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *