Мохини Экадаши

Мохини Экадаши – пост, который приходится на 11 лунные сутки Шукла Пакши (растущей луны) месяца Вайшакха (апрель – май).

Этот Экадаши помогает смыть все грехи человека, в том числе грехи предыдущих воплощений. Мохини – это имя одной из форм Бога Вишну. С тех пор, как он проявился в этой форме на Экадаши, этот день стал отмечаться как Мохини Экадаши.

Верующие соблюдают этот Экадаши, чтобы получить благословение на жизнь в счастье и достатке.

В этот день соблюдается строгий пост. За день до этого (10 лунные сутки) кушают лишь саттвичную пищу один раз в день до захода солнца. Полное воздержание от пищи начинается в Экадаши и продолжается до восхода солнца следующего дня. Считается, что в 12 лунный день необходимо прервать пост, испив молока.

В ночь на Мохини Экадаши преданные, соблюдающие пост, спят на полу, просыпаются до восхода солнца и совершают омовение водой с кунжутом и травой куша. Весь день и всю ночь они проводят в молитвах, воспевают бхаджаны и повторяют мантры, прославляя Шри Кришну.

Для тех, кто по каким-либо причинам не могут соблюдать строгий пост, допускается есть фрукты, овощи и молочные продукты. Остальным, кто не соблюдает пост вообще, не рекомендуется употреблять в пищу зернобобовые.

Мохини Экадаши посвящён Господу Вишну. Преданные поклоняются ему, совершая подношения в виде сандалового дерева, кунжута, ярких цветов и фруктов. Наиболее благостно приносить листья дерева туласи, так как это особо приятно Богу Вишну. В некоторых регионах в этот день также поклоняются Раме, одному из его воплощений.

Считается, что если человек соблюдает этот пост с полной преданностью, то пунья (добрые дела, которые он совершает) гораздо больше, чем от паломничеств, благотворительности или даже совершения ягьи. Исполнитель этого священного врата обретёт свободу от непрерывного цикла рождений и смертей и достигнет спасения.

 

История о славе этого Экадаши

 

«Шри Юдхиштхира Махараджа обратился к Шри Кришне: «О, Джанардана, что за название носит Экадаши светлой половины месяца Вайшакха? Как соблюсти его должным образом? Прошу тебя, поведай мне во всех подробностях».

Бог Шри Кришна отвечал: «О, благословенный сын Дхармы, я опишу тебе сейчас то, что когда-то сам Васиштха Муни рассказал Богу Рамачандре. Слушай же меня внимательно.

Рамачандра спросил Васиштху Муни: «О великий мудрец, я хотел бы услышать о лучшем из существующих дней поста, который уничтожает все виды греха и скорби. Я достаточно долго страдал от разлуки с моей дорогой Ситой, и поэтому я хочу узнать от тебя, как положить конец моим страданиям».

Мудрец Васиштха ответил: «О, Господь Рама, чей разум так проницателен! Просто вспоминая Твоё имя, можно пересечь океан материального мира. Ты задал мне вопрос, ответ на который способен принести благо всему человечеству и исполнить желания каждого. Я расскажу тебе о том дне поста, который очищает весь мир.

О Рама, этот Экадаши уничтожает все грехи и известен как Мохини Экадаши. Воистину, о дорогой Рама, заслуги от этого Экадаши освобождают удачливую душу даже тех, кто соблюдает этот день под властью иллюзий.

Следовательно, если вы хотите облегчить свои страдания, то соблюдайте этот благоприятный Экадаши, устраняющий все препятствия на пути и избавляющий от величайших страданий.

Слушай внимательно, когда я описываю его славу, потому что даже тот, кто просто слышит об этом благоприятном дне, освобождается от величайших грехов.

«На берегу реки Сарасвати когда-то был прекрасный город Бхадравати, которым правил король Дютиман. О Рама, этот стойкий, правдивый и очень умный царь родился в династии Луны (Чандра-вамса). В его королевстве был торговец по имени Дханапала, который владел огромным количеством зерна и денег. И он был крайне благочестивым. Дханапала заботился о всех жителях Бхадравати, выкапывая озёра, возводя места поклонения богам и выращивая прекрасные сады. Он был верным преданным Господа Вишну и имел пять сыновей: Сумана, Дютиман, Медхави, Сукрити и Дриштхабудхи.

К несчастью, его сын Дриштхабуддхи всегда совершал крайне греховные поступки, например, проводил ночи с легкодоступными женщинами и общался с подобными падшими людьми.

Он проводил свою жизнь, наслаждаясь внебрачными половыми связями, азартными играми и многими другими видами действий, направленными на удовлетворение чувств. Он неуважительно относился к полубогам, браминам, предкам и другим старейшинам общины, а также гостям его семьи. Греховный Дриштхабуддхи без разбора тратил богатство своего отца, всегда питаясь неприкасаемой пищей и употребляя алкоголь в избытке.

Однажды Дханапала выгнал Дриштхабуддхи из дома после того, как он увидел, как тот шёл по дороге рука об руку с известной женщиной лёгкого поведения. С тех пор все родственники Дриштхабуддхи были настроены против него и тоже перестали с ним общаться. После того как он продал все свои унаследованные украшения и стал нищим, та падшая женщина так же бросила его, гнушась его бедностью.

Дриштхабуддхи страдал от тревоги и голода. Он думал: «Что мне делать? Куда мне идти? Как мне прокормить себя?» Эти вопросы натолкнули его заняться воровством. Но его арестовали, а, узнав, что его отец — знаменитый Дханапала, отпустили. Так Дриштхабуддхи задерживали и отпускали много раз. В конце концов, уставшие от его высокомерия и полного неуважения к другим и их собственности, слуги царя схватили злобного Дриштхабуддхи, надели наручники, а затем избили. После этого они предупредили, что такому злочестивому нет места в этом королевстве.

Однако отец Дриштабуддхи сжалился над сыном и освободил его. Тот сразу же пошёл в густой лес. Он бродил по нему, страдающий от голода, жажды и телесных лишений. В конце концов, чтобы прокормить себя, он начал охотиться на животных в джунглях: львов, оленей, кабанов и даже волков. В его руках всегда был готов лук, а на плече всегда был колчан со стрелами. Он также убил много птиц, среди которых были чакоры, павлины, индюки и голуби. Он без колебаний убивал множество видов птиц и животных, чтобы сохранить свою греховную жизнь, с каждым днём накапливая всё больше негативной кармы. Из-за своих предыдущих злодеяний он был теперь погружён в океан великих грехов, настолько глубокий, что казалось, не было надежды выбраться оттуда.

Дриштхабуддхи всегда испытывал лишения и тревогу, но однажды, в месяц вайшакха, благодаря некоторым своим прошлым заслугам он наткнулся на священный ашрам Каундиньи Муни. Великий мудрец только что закончил купаться в реке Ганг, и с него всё ещё капала вода. Дриштхабуддхи посчастливилось прикоснуться к тем капелькам воды, которые падали с мокрой одежды просветлённого. В ту же минуту он освободился от своего невежества, уменьшив свою негативную карму.

Смиренно кланяясь Каундинье Муни, Дриштхабудхи вознёс к нему ладони, сложенные в намасте: «О, великий брахман, пожалуйста, расскажи мне, как легче всего искупить грехи, великое множество которых я совершил в своей жизни, что сделало её крайне несчастной».

Великий Риши ответил: «О, сын мой, внимай моим словам, поскольку сказанное способно изменить твою жизнь, освободив тебя от всех твоих оставшихся грехов. В светлые две недели этого месяца, вайшакхи, проходит священный Мохини Экадаши, который обладает способностью уничтожать грехи, столь же обширные и весомые, как гора Сумеру. Если ты последуешь моему совету и верно будешь соблюдать пост в этот день, который так дорог Богу Хари, то освободишься от негативной кармы многих твоих рождений».

Восприняв эти слова с большой радостью, Дриштхабудхи пообещал соблюдать пост Мохини Экадаши в соответствии с указаниями и наставлениями мудреца.

О, лучший из царей, о, Рамачандра Бхагаван, благодаря тому, что он соблюдал полное воздержание от пищи на Мохини Экадаши, некогда грешный Дриштхабуддхи, блудный сын торговца Дханапалы, освободился от грехов. После этого он обрёл прекрасную трансцендентную форму и, наконец, освободившись от всех препятствий, отправился на посланнике Господа Вишну, Гаруде, в Верховную обитель Бога.

О, Рамачандра, Мохини Экадаши удаляет даже самые мрачные иллюзии, привязывающие тебя к материальному существованию. Таким образом, во всех трех мирах нет лучшего дня для поста, чем этот».

В завершение Шри Кришна сказал: «Итак, о Юдхиштхира, нет такого места для паломничества, нет такой ягьи или размера пожертвования, которые способны даровать благо, равное даже 1/16 от заслуг, обретаемых преданным, постящимся на этот Экадаши. А тот, кто слышит и изучает славу этого дня, накапливает такую же благую карму, как при поднесении в дар тысячи коров».

Так заканчивается история Мохини Экадаши, описанная в Курма Пуране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *